Экспедиция к знатоку пуховязального дела, мастеру – Тарасовой Зое Ивановне
Сейчас уже довольно сложно сказать, кто и когда впервые начал заниматься пуховязальным промыслом, ведь коза – одна из первых одомашненных животных, дающих человеку не только мясо, молоко, но и пух. Однако доподлинно известно, что уже более 200 лет в Талицком Чамлыке вяжут изделия из козьего пуха – и еще в недалеком прошлом это занятие было самым распространенным и самым настоящим «народным» промыслом. Практически в каждой семье еще живут воспоминания о бабушке, маме, сестре или тете, которая еще совсем недавно вязала «те самые» пуховые платочки.
Участники проекта по созданию арт-резиденции «Талицкие валенцы» отправились с экспедицией по изучению пуховязального дела к мастеру Тарасовой Зое Ивановне. Она рассказала нам много интересных фактов о этом промысле, поделилась секретами мастерства.
Наши прабабушки сначала вязали платки, косынки, варежки и носки из козьего пуха только для себя, для родных и близких. В старые времена вязание было испытанием для невест. Перед замужеством девушка должна была, не только научится прясть и вязать, но и продемонстрировать свои умения, связав пуховые подарки жениху и его родне. Позднее на козьем пухе стали зарабатывать и пуховязальный промысел начал развиваться: методом длительной народной селекции совершенствовалась пуховая порода коз, улучшалась технология обработки пуха и прядения, оттачивалось мастерство вязания.
Живет Зоя Ивановна с рождения в Талицком Чамлыке. Ей 69 лет, на пенсии. Человек она разносторонний, творческий. Как только узнала о создании в Талицкой библиотеке арт-резиденции, тут же стала активным участником проекта.
Пуховязальным промыслом раньше занимались практически все её родственники – пряли и вязали из козьего пуха мама, бабушка и далее по женской линии. Родилась и выросла она деревне, тогда многие держали коз. Всегда пряли пух и вязали для себя, в подарок и на продажу. Спряденный пух, платки и шали возили в город на рынок. Тогда пуха было очень много, платки хорошо раскупались. Сейчас козьим пухом занимаюсь только она одна – держит коз, их у неё 3.
Увлеченно рассказывала мастер о подготовке пуха к вязанию. Работа с козьим пухом очень трудоемкая. Начинается она с чески пуха. Для того чтобы собрать с козы максимальное количество пуха с наименьшим количеством ости (это длинные жесткие волоски), нужно достоверно определить начало линьки козы и вовремя произвести ческу пуха. Линька начинается где-то с середины декабря, но бывает и в январе, феврале. Пробуешь чесать козу, а она еще не готова, приходится ждать. Для платков и шалей подходит только щипаный пух (с чески), ческу с козы делают раз в год. Потом со временем козу стригут, но этот пух уже идет на носки, варежки и пр. Собранный пух перебирается (удаляется загрязнения, «мякиши», сор), тщательно отбирается ость, если пух сильно загрязнен – он стирается и сушится. Потом пух нужно расчесать на ческах, из него убираются короткие волоски, пух становится легким и мягким. Расчесывать пух нужно несколько раз. Затем из пуха вручную прядется нить. При прядении нужно следить, чтобы толщина нити была равномерной, а сама нить перекручивалась не слишком сильно. Для того чтобы пуховая нить была прочной, ее смешивают с х/б нитью в тон пуха. Пряжа для вязания готова! А дальше только вручную (пряденый вручную пух, не подходит для вязания на вязальных машинах) вяжется платок. Связанный платок нужно постирать, после этого он распушиться. Наши платки (не паутинки) вяжут в основном простой вязкой, ведь после того, как платок распушится никакого узора в нем не видно, а вот кайму всегда вязали ажурную. Узор каймы передавался из поколения в поколение, а новые узоры можно было подсмотреть на базаре, у других мастериц.
Рассказала она и про своих козочек. Пушистость козы в основном зависит от корма и ухода. Некоторые кормят коз чем попало, а потом удивляются, почему пуха нет. А козы у неё разные, в основном, наши местные. Зоя Ивановна коз всегда для пуха разводила, отбирала их специально для того, чтобы пух у был хороший. Хлопотно с ними, конечно. Но она к козочкам уже привыкла, всю жизнь прядет, вяжет. Ну как без них!
Открыла нам мастер секрет пуховости платка.
Оказывается, если пух спряден как полагается, из платка он лезть не будет, если только совсем немного вначале носки, когда окончательно вылезут короткие пуховые волоски. А дальше платок будет только пушиться, чем дольше платок носится, тем больше он начинает распушаться. Но платок можно распушить и специально. Зоя Ивановна пушит платки естественным образом (на пару), а не с помощью специального аппарата (которому в народе дали название «пушка») применение которого действительно может снизить качество платка. Поэтому её платки служат долго. В распушенных платках пух со временем во время носки начнет сворачиваться колечками, что придаст платку еще более богатый вид.
Вяжет Зоя Ивановна не только платки, но и варежки, носочки, свитера. На то она и мастер. А в каждую вещь вкладывает она частичку души, поэтому в них энергетика особая. Мягкие, пушистые, теплые очень. Козий пух уникален, подарен нам самой природой. Ну разве может пуховый платок сравниться с чем — ни будь другим? Паутинки белые, пуховые нарядные, палантины — носить, конечно, модно. Но только платки темные, серые всегда согреют, оденете их под пальто, шубу – никогда не замерзнете. Ну а если заболели простудой или радикулит, остеохондроз — платком как пледом завернетесь, цены ему нет просто! А подарок какой! Долго прослужит.
Не устояли участники проекта перед соблазном примерить пушистые платки мастерицы и попросили дать в арт-резиденции «Талицкие валенцы» мастер класс по вязанию.